Размер шрифта
 
 
 
Цвета сайта
 
 
 
Поиск
 
 

Антикоррупционная экспертиза

Проблема противодействия коррупции является общегосударственной задачей. Каждое государство принимает определенные меры, которые направлены на снижение влияния коррупции на все сферы жизнедеятельности общества.

ПОНЯТИЕ

Антикоррупционную экспертизу можно охарактеризовать как деятельность определенных субъектов, которая проводится с целью выявления в нормативно правовых актах, а также в их проектах норм и пунктов, которые содержат коррупционные факторы. Данная деятельность включает также предложение рекомендаций, направленных на устранение вышеуказанных факторов. При этом данная экспертиза проводится: как по отношению законодательных актов; так и по отношению правовых актов органов исполнительной власти, в том числе и различные распоряжения.

ЧЕМ РЕГУЛИРУЕТСЯ

Вопросы антикоррупционной экспертизы получили свое регулирование как на международном, так и на государственном уровне.

MЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ

На уровне международных отношений данный вопрос получил свое регулирование в Конвенции ООН против коррупции. Данный документ закрепляет стремление участников принять определенные меры, направленные на предупреждение коррупции. В качестве таких мер также указывается проведение соответствующей оценки правовых актов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Что же касается федерального уровня регулирования, то вопросы антикоррупционной экспертизы и правила ее проведение получили свое регулирование в Федеральном законе “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов”. Данный закон регулирует порядок проведения экспертизы. Кроме вышеуказанного закона было принято также соответствующее Постановление Правительства РФ, которое посвящено методике и правил проведения экспертизы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Антикоррупционная экспертиза, которая проводится в отношении правовых актов, основывается на определенных принципах, содержание и перспективы использования которых предусмотрены действующим законодательством. В частности, в качестве принципов можно отметить: обязательность проведения экспертизы; проведение оценки нормативно правового акта во взаимосвязи с другими нормативно правовыми актами; обоснованность экспертизы, а также проверяемость и объективность ее результатов; требование компетентности лиц, которые проводят экспертизу; обязательное сотрудничество государственных органов в данной сфере. Давайте обсудим каждый из вышеуказанных принципов в отдельности. Согласно принципу обязательности проведения экспертизы все нормативно правовые акты, а также их проекты должны быть объектом данной экспертизы в обязательном порядке. При этом говоря об обязательности экспертизы необходимо обратить внимание на тот факт, что обязательным является не только проведение данной экспертизы, но и выполнение соответствующих рекомендаций и предложений, которые были выдвинуты в результате проведения данной экспертизы. Согласно второму принципу эксперт, который осуществляет экспертизу конкретного нормативно правового акта, должен изучить его во взаимосвязи с другими нормативно правовыми актами, которые регулируют данную сферу правоотношений. При выявлении коррупционных факторов эксперт должен выдвинуть предложение, направленное на их устранение. Согласно третьему принципу экспертиза должна быть обоснованной, а ее результаты – проверяемыми и объективными. Данное требование присуще научному познанию, а антикоррупционная экспертиза является видом научного познания. Принцип компетентности лиц, которые осуществляют экспертизу, требует высшего образования, а также не менее 5-летнего стажа работы в соответствующей сфере. Ведь уровень знаний эксперта играет важную роль в получении правильных результатов. Принцип обязательности сотрудничества государственных органов заключается в том, что государственные органы обязаны предоставить экспертам соответствующие материалы и информацию, необходимую для проведения экспертизы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Антикоррупционная экспертиза нпа имеет определенные цели и задачи, которые установлены в законодательстве. В качестве основной цели данной деятельности можно указать недопущение в содержание нормативно-правовых актов таких норм, которые являются коррупциогенными, т.е. которые могут создать условия проявления коррупции. Что же касается задач данной деятельности, то в качестве таковых можно указать: выявление в содержании правовых актов коррупционных факторов; проведение оценки принятия подобного проекта; выработка необходимых для устранения пробелом рекомендаций.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Методика проведения антикоррупционной экспертизы была разработана Правительством РФ. Понятие “методика” включает в себя не только способы осуществления данной экспертизы, но и перечень субъектов, объектов экспертизы, их полномочия и т.д. О данных вопросах вы прочитаете в следующих частях данной статьи.

ПРОБЛЕМЫ

При проведении антикоррупционной экспертизы возникают ряд проблем. Первая из них связана с несовершенством законодательной системы страны. Именно из-за несовершенства законодательной системы страны некоторые правовые акты просто не становятся объектом экспертизы, что увеличивает возможность проявления коррупции. Еще одной проблемой является несовершенство законодательных актов, которые непосредственно регулируют данную сферу правоотношений. Например, законодательством не предусмотрены мер ответственности для тех лиц, которые не устранили выявленные во время экспертизы пробелы. Но даже при наличии подобных проблем антикоррупционная экспертиза является надежным и в то же время эффективным способом борьбы против коррупции.

КОРРУПЦИОННЫЕ ФАКТЫ

Законодательство предусматривает понятие и перечень коррупционных фактов. Это – факторы, которые способствуют проявлению коррупции. Давайте рассмотрим несколько из них.

ШИРОТА ДИСКРИЦИОННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Понятие “дискреционный” означает “действующий по своему усмотрению”. Наличие слишком большого количества подобных полномочий может стать причиной возникновения коррупции. Например, если в муниципальных правовых актах не предусмотрены сроки принятия должностным лицом определенного решения или осуществления определенных действий, то данное должностное лицо может проявить коррупционное поведение, долго не принимая решения или не осуществляя требуемых действий. Именно поэтому если эксперты выявили подобный факт при проведении экспертизы нормативно правового акта, то они должны предложить определенные меры, направленные на его устранение.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ФОРМУЛЕ «ВПРАВЕ»

Государственные органы, а также органы местного самоуправления должны принимать соответствующие правовые акты только в рамках своих полномочий, указанных в законодательстве. Нарушение компетенции органов тоже является коррупционным фактором, который обязательно должен быть устранен. О том, как провести исследование после аварии транспортного средства, написано в статье: независимая экспертиза после ДТП.

ЗАВЫШЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦУ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ЕМУ ПРАВА

Законодательство не должно содержать завышенных требований для осуществления того или иного права. Наличие “административного барьера” является помехой для нормальной жизнедеятельности каждого общества. В качестве примера данного коррупционного факта можно указать требование о предъявлении большого количества различных ненужных справок, которое лицо должно собрать, чтобы осуществить или воспользоваться своим правом.

ЮРИДИЧЕСКИ-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

В правовых актах не должны употребляться двусмысленные или непонятные термины, а также понятия оценочного характера. Текст нормативно-правового акта должен быть достаточно понятным и четким, без каких-либо “подводных” камней. Наличие непонятных терминов или понятий оценочного характера может привести к проявлению коррупции со стороны недобросовестных чиновников, которые могут по своему истолковать суть правового акта.

ПРОВЕДЕНИЕ

Давайте более подробно рассмотрим процесс проведения антикоррупционной экспертизы. КЕМ Законодательство предусматривает перечень лиц и органов, которые могут проводить антикоррупционную экспертизу. При этом данная экспертиза проводится согласно действующему законодательству: как государственными органами; так и независимыми экспертами. Соответственно существуют следующие виды экспертизы: государственная; независимая. Экспертиза может проводиться: прокуратурой; министерством юстиции; другими органами и их служащими; независимыми экспертами. В соответствии с действующим законодательством государственные органы должны провести антикоррупционную экспертизу тех правовых актов, которые были приняты данными органами. Например, в МВД проводят экспертизу тех правовых актов, которые были им приняты.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Процесс проведения антикоррупционной экспертизы получил свое тщательное регулирование в соответствующем постановлении Правительства РФ. Данным документом тщательно регламентирован порядок проведения экспертизы, сроки ее проведения и полномочия соответствующих органов. Также стоит отметить, что начать проведение исследования можно на основании постановления прокуратуры.

ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Прежде чем принять проект правового акта, необходимо провести экспертизу. Для проведения экспертизы текст проекта публикуется в интернете на официальном сайте соответствующего органа. Также публикуются сроки проведения экспертизы. Мнение о проекте может прислать каждый независимый эксперт. При этом соответствующий орган должен отправить мотивационное письмо данному эксперту после получения его мнения. На основании присланных мнений при необходимости вводятся соответствующие поправки в проект правового акта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Действующее законодательство гласит, что заключение экспертов не имеет обязательной силы, кроме предусмотренных исключений. Например, заключение предоставленное прокурором не имеет обязательной силы. Но заключение, предоставленное министерством юстиции по отношению к правовому акту или его проекту, в котором затрагиваются права и законные интересы граждан, имеет обязательную силу. Например, в ФЗ о полиции содержатся нормы о правах человека. Соответственно заключение касательно законопроекта, которым вносятся изменения в данный закон, имеет обязательную силу и должен быть исполнен. Законодательство дает возможность каждому обратиться к независимому эксперту с целью проведения экспертизы. Как правило, подобные экспертизы проводятся на основании заключенных контрактов. Детально о том, как провести исследование, касательно качества продуктов питания на рынке, написано в статье: ветеринарно санитарная экспертиза.

СРОКИ

Вместе с проектом правового акта также публикуются сроки осуществления независимой экспертизы. При этом законодательство гласит, что данный срок не может быть меньше 7 дней. Но экспертам может также быть предоставлен более долгий промежуток времени. При этом соответствующий орган должен отправить мемориальное письмо касательно результатов внесения изменений в проект закона в течение 30 дней с момента получения экспертного заключения.


ЗАКЛЮЧЕНИЯ